Популярность изумруда во все века была велика. Изумруд по праву можно назвать любимым камнем многих правителей, фараонов, императоров. Крупные чистые камни ценятся выше бриллиантов, а уникальные артефакты с использованием этого минерала находятся в лучших музейных коллекциях разных стран. Исторически самые крупные камни находились в религиозных реликвариях, царских и монарших атрибутах, или служили для украшения привилегированных особ.
В коллекции Петербургского Эрмитажа находится образец ювелирного искусства Испании XVI века с колумбийскими изумрудами. Подвеска «Каравелла» выполнена из золота в технике чеканки. Мотив лодки или каравеллы был наиболее популярен в период Великих географических открытий. Подвеска является частью креста состоящего из четырех прямоугольных изумрудов в глухой оправе. Элементы корабля декорированы цветной эмалью. Акцентом украшения является прозрачный изумруд травянисто-зеленого цвета, характерного для колумбийских камней, весом 125 карат, предположительно с прииска Сомондоко (совр. Чивор). Украшение является ценным примером испанского искусства периода Возрождения.
Корона Анд – одно из самых известных ювелирных украшений с колумбийскими изумрудами имеющее историческое значение. Изготовление короны было следствием ритуального предназначения. Таким образом, жители колумбийского города благодарили Деву Марию за чудесное спасение от смертельного заболевания. Работа над короной началась в 1593 году и продолжалась в течение 6 лет. Для украшения короны использовали изумруды инков, отобранные конкистадорами. Один из изумрудов имел размер в 45 карат. Общий вес используемых камней более 1500 карат. Конструкция короны состоит из нескольких ажурных частей обруча и четырех дуг соединенных золотыми пластинами и болтами. Навершие короны украшено подвесами из каплевидных изумрудов закрепленных в проволочную конструкцию. Верх венчает крест, украшенный десятью изумрудами фасетной огранки. В 1936 году корона была продана и демонстрировалась на нескольких выставках и коммерческих мероприятиях. Впоследствии корону пытались продать в 1995 году на известном аукционе Christie“s. В декабре 2015 года корону купил Метрополитен-музей в Нью-Йорке.
6 сентября 1622 года у побережья Флориды затонул испанский галеон Нуэстра Сеньора де Аточа перевозивший большое количество золотых слитков и ювелирных украшений. В XX веке многолетние поиски позволили поднять на поверхность множество артефактов, среди которых уникальные золотые украшения с изумрудами, а также целые кристаллы зеленого минерала. Вместе с затонувшими изумрудами Нуэстра Сеньора де Аточа были найдены золотые украшения с изумрудами, – кольцо, розарий, брошь. Самым запоминающимся украшением Нуэстра Сеньора де Аточа является золотой розарий с крестом, украшенным девятью кабошонами колумбийского изумруда. Размер самого большого камня приближается к 9 мм. Изумруды закреплены в глухую оправу и идеально подобраны по цвету. Исследования показали, что распятие и четки были изготовлено методом литья и имеют весьма неровную поверхность. В конструкции ожерелья розария отсутствуют бусины, которые скорее всего были выполнены из дерева, и не «пережили» многовекового нахождения в воде. Розарий представляет собой типичный пример ювелирного украшения церковной тематики, используемый высшими католическими чинами и дворянством. Распятие состоит из плоской крестообразной пластины растительного орнамента с девятью глухими кастами. С каждой стороны поперечной перекладины прикреплены два подвеса с выпуклыми изумрудами. На заднюю стенку распятия нанесена гравировка, предположительно для эмали или чернения.
В оружейной палате Московского Кремля хранится Наперсный крест Петра I. Крест выполнен в 1680 году, декорирован эмалью и драгоценными камнями. 10 изумрудов расположены на накладном кресте в средней части распятия. Три изумруда декорированы резьбой с изображениями распятия, сюжетом «царь славы» и «Ника». Обратная сторона богато декорирована растительным эмалевым орнаментом и резным изумрудом с изображением апостола Петра. Крест выполнен в техниках литья, чеканки и резьбы. Предположительно работа над центральным крестом велась западноевропейскими ювелирами в XVI веке, а резьба нанесена местными камнерезами в XVII.
В мае 2012 года на аукционе Christies был продан изумрудный сарпенч XVIII века выполненный в технике «кундан». Украшение для тюрбана богато декорировано колумбийскими и бразильскими изумрудами различных форм и размеров закрепленными в глухую оправу из желтого золота. Декоративные части симметричны, выполнены в виде цветочного орнамента и представляют собой гибкую ленту. Центральный элемент стилизует перо павлина, выполненное из градуированных изумрудов с каплевидным подвижным завершением.
Изумрудная тиара королевы Виктории продолжает череду головных украшений монарших особ. Первой владелицей этого ювелирного украшения была королева Соединенного Королевства Великобритании и Ирландии, императрица Индии Виктория. Тиара выполнена в стиле неоготики, который возник в Великобритании в 40-е годы XVIII века. Тиара имеет ярко выраженные черты готического стиля, где перевернутые грушевидные кабошоны изумруда стилизуют готические пинакли, остроконечные башенки, а сочетание монохрома металла и бесцветных бриллиантов способствует игре света в прозрачных изумрудах, что напоминает цветную игру света в средневековых витражах.
Зимурруд, смарагдод, изумруд – драгоценный камень, отличающийся характерным зеленым цветом. Изумруды…
Египетское искусство является ярким примером развития древнейшего общества, как и вся жизнь египтян,…
Готика – период средневекового искусства, охватывающий XVI века. Готика – широкий термин, используемый…