Украшения для волос и головы Южной Индии

Общая характеристика искусства Южной Индии

Южная Индия – край богатый на прекрасные бескрайние пейзажи, полный зелени,  голубых морей и рек. Южная Индия – родина природных богатств, рубинов, жемчуга и золота. Южный город Голконда – самое известное до XVIII века место добычи чистейших алмазов. К сожалению, Южная Индия не может похвастаться большим количеством дошедших до нас ювелирных украшений. Редкие находки, а также изображения в храмах помогают получить представления о несметных богатствах этих земель и непревзойденном мастерстве местных ювелиров.

Величайшая династия Чола, имевшая монополию на добычу золота и драгоценных камней,  крупнейшие храмы Южной Индии, Паллавов в Канчипураме, Чалукья в Айхолле и Бадами, Раджараджешварам в Танжавуре, самый ценный источник информации. Знания, которые несет в себе скульптурное оформление этих храмов, представляет подробный отчет о видах ювелирных украшений, их  декоративном оформлении, камнях, стоимости и точном весе.

Описание богатств Южной Индии дошло до нас благодаря трудам Афанасия Никитина, посетившего Голконду в XV веке. В описании Никитина приводятся рассказы о южных базарах, где торгуют самоцветами и алмазами, парадных выездах султанах и их семей.

«В Райчуре же родятся алмазы (старой копи и новой копи). Алмаз продают по пять рублей почка, а очень хорошего – по десять рублей. Почка алмаза новой копи (по пять кени, черного - по четыре - шесть кени, а белого алмаза - одна тенка). Алмазы родятся в горе каменной, и платят за локоть той горы каменной: новой копи - по две тысячи фунтов золотых, а старой копи - по десять тысяч фунтов. А землей той владеет Мелик-хан, султану служит. А от Бидара тридцать ковов».

Португальский натуралист Гарсия де Орта в начале XVI века описывал южный город Виджаянагар как мировую родину алмазов.

«Эти земли столь алмазоносны, что выкопав один, через два года в том же самом месте отыщете другие».

Характерной особенностью южноиндийских украшений является большее количество жемчуга используемого вместе с тонким листовым золотом. Жемчуг использовали практически в каждом ювелирном украшении в виде крупных единичных жемчужин в головных уборах, жемчужных лентах для украшения волос, тяжелых браслетах на руках и ногах. Жемчужины использовали как  в «чистом» виде, так и чередовали с подвесками из золота и бусинами из драгоценных камней.

Статуя с портретным изображением Тирумала Наяка, 7-ого короля мадурайской династии Наяк
Статуя с портретным изображением Тирумала Наяка, 7-ого короля мадурайской династии Наяк
Источник: Википедия

Богатство Южной Индии  напрямую влияло на количество и форму ювелирных украшений. Добытое золото, бриллианты, жемчуг и бирманские рубины, – активно присутствовали в жизни состоятельных индусов. Конечно, тяжелые украшения из золота позволить себе могли не многие, но ювелиры научились раскатывать золото в тонкие пластины, из которых создавали целые смонтированные секции нагрудных украшений. Тонкая проволока, золотые шарики различных размеров устилали листовое золото, образуя на блестящем металле  замысловатый узор.  

Ювелирные камни присутствовали в южноиндийских украшениях повсеместно. До XVIII века именно Южная Индия была поставщиком самых чистых алмазов во всем мире. На территории плоскогорья Декан существовала большое количество алмазодобывающих шахт. Самый крупный карьер существовал в Коллуре, в 20 километрах от крепости Голконда. В связи с чем, самые чистые камни получила название «Алмазы Голконды».

Рубины в Индии были привозными. Основным местом добычи рубинов, которые присутствовали в южноиндийских украшениях, были Афганистан, Бирма, Шри-Ланка, Мьянма.

Изумруды появились в Индии позднее. С проникновением португальских торговцев в Гоа, с приисков в Чиворе и Музо, в Индию «хлынули» колумбийские изумруды. Появления изумрудов в Индии произошло в середине XVI века, когда правление находилось в руках Великих Моголов. Для мусульман зеленый цвет ассоциировался с именем пророка   и вечным раем,  в связи, с чем цвет именовался «священным цветом ислама». Именно этим можно объяснить обилие изумрудов в могольских украшениях.

Жемчуг добывали местные мастера в Манарском заливе в Индийском океане.

Храмовые украшения (мукута)

Несмотря на общее богатство Южной Индии, первоначальное предназначение ювелирных украшений было связано с храмами. Лучшие золотые украшения создавались с целью украшения идола. Богато украшенные статуи Лакшми, Сарасвати, Кришны, Шивы и прочих богов индийского пантеона, буквально одевали в массивные золотые подвески с цветами из жемчуга и драгоценных камней. Храмовые украшения преподносили как дар богам и использовали при религиозных церемониях. Чем больше и известнее был храм, тем больше подношений хранилось в сокровищнице.

Южноиндийские храмы для украшения божества использовали также своеобразные короны.

Мукута (макута, кирита) – украшение для головы бога, в зависимости от смыслового назначения божества могло иметь несколько форм.

Джата-мукута – корона аскета, напоминающая пряди спутанных волос. Характерна для Шивы, Брахмы или Парвати.

Кирита-мукута – корона с орнаментальным заостренным верхом, в основе изображения которой лежит цветок лотоса. Характерна для статуй Нараяна или женских богинь. Допустимо ношение императором или высшим правителем.

Карана-мукута – одевалась в основном на женских богинь, корона в форме луковицы или горшка, могла иметь несколько ярусов и быть богато декорирована драгоценными камнями по нижнему краю.

Примером храмовой короны для божества Вишну может служить мукута XIX века из лондонской коллекции Халили. Корона выполнена из листового золота с характерным «луковичным» завершением. Трехсекционная часть оформлена симметрично. Центральный элемент представляет собой крупный цветок с гладким рубином в центре. Все предметные изображения выполнены в технике кундан из золотой рельефной фольги со вставками из цветных драгоценных камней (рубинов, изумрудов, горного хрусталя). Пространство между изображениями заполнено мелким жемчугом, нанизанным на проволоку.  Верх короны украшают стилизованные перья павлина. Каждое из 9 перьев имеет по четыре одинаковых розетки стилизующих круглый цветок, и индивидуальное завершение, выполненное в той же манере, но отличающееся собственным дизайном. Центральное перо возвышается над другими и оформлено в более сложную форму. Мукута была подвижной, что позволяло лучше прилегать к уже имеющемуся каменному или бронзовому оформлению головы статуи.

Светские украшения для головы

Золотые украшения подобные храмовым, использовали также в свадебных ритуалах. Массивные нагрудные украшения, браслеты и, конечно же, украшения для головы и волос должны были принести невесте и жениху процветание и благополучие.

Во всей красе южноиндийские украшения использовались также танцовщицами в храмах.

Фото храмовых танцовщиц, XIX в. Британская библиотека, Лондон
Фото храмовых танцовщиц, XIX в. Британская библиотека, Лондон
Источник: Индия: Драгоценности покорившие мир. Музеи Московского Кремля, 2014

Нотч – индийские храмовые танцовщицы, в соответствии со всеми ритуалами ежедневно облачались в костюмы, неотъемлемым элементом которых были массивные украшения.

Джада нагам

Южноиндийские джада-нагам  – украшение для заплетенных волос. Косу женщины сравнивали со змеей, в связи, с чем конструкция украшения получила схожие характеристики. Джада нагам пластичны, состоят из вертикальных и горизонтальных секторов, богато украшены цветочными орнаментальными мотивами, жемчугом и драгоценными камнями.

Джада нагам из Мадраса вероятно принадлежал индийской храмовой танцовщице. Украшение классической конструкции и формы, в верхней части имеет форму полумесяца, соединенные между собой круглые секции. В нижней части расположены кисточки-кунджалам и плод рудракши.

Золотой джада нагам. Мадрас, XVIII-XIX век.
Золотой джада нагам. Мадрас, XVIII-XIX век.

Шишхпул и ракоди

Кроме джада нагам волосы индианок на юге Индии украшали элементы шишхпул и ракоди.

Шишхпул – круглое украшение, предназначенное для размещения на затылке. Канонически шишхпул украшался сюжетной сценой из индийской мифологии, чеканкой, драгоценными камнями и жемчугом.

Ракоди – внешне напоминает шишхпул, но предназначалось для закрепления с двух сторон головы в районе виска. Имели форму круга (символа солнца) и полумесяца.

Тика

Тика Южной Индии уникальна в декоративном оформлении среди всех видов украшения для головы. Южноиндийская тика – это совокупный вариант между украшением ракоди, матхапатти и дамини. Широкие ленты, сходящиеся в центре пробора, усыпаны драгоценными и полудрагоценными камнями, а также жемчугом. Отличием от матхапатти является то, что сбоку ленты крепятся к круглым элементам, символизирующим солнце и луну, а от дамини – отсутствием центральной ленты на пробор.

Границы Южной Индии были подвержены частой смене в связи с постоянными набегами и завоеваниями. Это приводило к смешению ювелирных техник и традиций. С одной стороны это давала «свежий глоток» в ювелирной отрасли, с другой способствовало утрате части самоидентификации. Ювелирные изделия менялись, но не утратили богатого смыслового значения и символического смысла.

Источники

алмаз# индия# религиозные украшения# церемониальные регалии#

Похожие Материалы

ЧИТАТЬ МАТЕРИАЛ Индийские украшения для головы

Индийские украшения для головы

20 января 2020 Статьи

Сакральное значение для женщины в Индии имели не только волосы, но и голова в целом. Украшали голову…

ЧИТАТЬ МАТЕРИАЛ Индийские украшения для волос

Индийские украшения для волос

17 января 2020 Статьи

Символическое значение в Индуизме имели волосы женщины. Сплетенные в косу, символизировали слияние трех…

ЧИТАТЬ МАТЕРИАЛ Индийские украшения для тюрбана

Индийские украшения для тюрбана

13 января 2020 Статьи

Одним из главных мужских головных украшений можно назвать сарпеш. Имеющий множество названий в разных…