Религиозные украшения в готическом ювелирном искусстве

В готический период законодателем и регулятором «золотых» тенденций являлась церковь. Именно поэтому, в более позднее время основное использование золота и золотых украшений приобретает церковную направленность. Церковь всячески пыталась регулировать производство, а основным местом изготовления ювелирных украшений становятся церковные мастерские. Нужды королевских особ покрывали собственные мастера. Однако начиная с XIII века, создаются гильдии мастеров-ремесленников, в том числе и золотых дел.

Монополия церкви в раннем готическом периоде вполне объяснима тем, что большая часть финансовых возможностей была сосредоточена в «руках» церковников. Таким образом, церковь стала основным заказчиком ювелирных изделий.

Возрастающая популярность церкви привела к тому, что религиозные символы вошли в обиход большинства ювелирных изделий готического периода. Теперь ювелирное украшение выполняло не только функцию украшения и утилитарную, но и демонстрировала религиозные чувства их владельца. Религиозная тематика внедрилась во все виды ювелирных украшений. Встречались золотые аграфы с эмалями на сюжеты евангелия, подвески с изображением Марии и младенца Христа.

Крест — как символ готических ювелирных украшений

Крест в средневековом искусстве всегда был основным символом. Крестами были наполнены готические храмы, крест был атрибутом духовенства, в светском искусстве крест – символ духовности.

Церковь использовала крест как символ веры и объединения, в готический период изменила образ Христа. Основным посылом изображения Христа стали страдания. Тема мученичества должна была усмирить прихожан, а значит уменьшить количество сопротивляющихся церковному правлению. Исходя из того, что в церковных «руках» были сосредоточены большие богатства, роскошь и излишество в церковной атрибутике соответствовала всем канонам времени.

Условно кресты готического периода можно разделить на храмовые алтарные и (условно) светские нательные.

Храмовые кресты могут быть представлены крестами-реликвариями и алтарными.

Крест-реликварий представляет собой определенного рода хранилище, чаще мощей святых почитаемых церковью. Готический крест-реликварий наследует традиции ДПИ романского периода, выраженные в простых геометрических формах. Однако форма готического креста не выглядит массивно, за счет повторения декоративного оформления готического храма. Орнаментальными узорами в технике тиснения, чеканки или филиграни покрыто все тело креста. Цветные камни повторяют многоцветие готических витражей. За счет вытянутой конструкции создается ощущение, что крест стремится ввысь. Членение на ярусы характерное для готических соборов нашло отражение и в крестах. Тело креста полое, изготавливалось из тонких золотых пластин, или фольги.

Алтарные кресты изготавливались из дерева, покрывались золотыми пластинами, или медью, в этом случае медь золотили. Символически алтарный крест знаменует Голгофу с распятием, поэтому на кресте основное место относится алтарные кресты изображению Христа. Крест мог быть выполнен в традиционной технике перегородчатой эмали. Изображался не только Христос, но и религиозные сцены. Кресты, украшенные эмалями лиможских мастеров, отличались наличием глубокого синего фона и достаточно условным изображением.

Цветные алтарные и реликварные кресты с уверенностью напоминают цветные стекла витражей, используемые в готических соборах. Кроме того в более поздний готический период накладки в виде крестов могли иметь сильно стилизованный вид, повторяя растительный орнамент характерный для светских украшений, однако отсылающий к главному художественному элементу готического храма – окну-розе.

Религиозное кольцо

Распространение в средние века и в период готики получили епископские, пастырские или светские кольца с церковными символами.

Светское кольцо с церковными символами имело схожесть с обычным готическим кольцом, с той разницей, что вместо романтических символов или гербовых отметок основным элементом были религиозные элементы, а любовные надписи заменялись церковными текстами.

С Х века при вступлении в должность епископ или пастырь получали отличительное епископское кольцо. Такое кольцо одевали на перчатку правой руки. Внешний облик такого кольца представлял собой шинку с нанесенной гравировкой, центральное место отводилось камню кабошоны, или нескольким камням. Позже на кольцах стали появляться папские регалии, таким образом, кольцо служило отличительным символом высшего духовенства.

Простые религиозные кольца не имели столь «сакрального» смысла и отличались меньшей помпезностью. На шинке кольца, выполненной из металла, как правило, располагалась надпись с восхвалениями богов, центральное место занимал камень, чаще сапфир или аметист.

Примером такого кольца является средневековое кольцо 13-14 вв. выполненное из желтого золота. Центральным элементом является синий сапфир в огранке кабошон, закрепленный в массивный глухой четырехугольный каст. Шинка кольца украшена симметричными четырехлистниками с рядом поперечных канавок. На кольцо нанесена гравировка с благодарностью Святой Марии. Кольцо было найдено в XX веке в графстве Саффолк, Англия. Небольшое по весу кольцо (3,53 грамма) должно было призывать к защите Пресвятой Девы Марии.

Золотое кольцо-посвящение. Англия. XIII-XIV вв.
Золотое кольцо-посвящение. Англия. XIII-XIV вв.

Высшее руководство страны также имело свои отличительные символы. Одним из таких знаков отличия можно назвать перстень Людовика IX. Золотое кольцо правителя XIII века в настоящее время находится в Лувре. Кольцо украшено внушитеного размера драгоценным камнем четырехугольной формы с вырезанной геммой. На шинке кольца располагается цепь геральдических лилий (символов власти) выполненной в технике чеканки.

Перстень Людовика IX. XV вв.
Перстень Людовика IX. XV вв.

Корона

Еще одним символом власти и исключительным видом ювелирных украшений была корона. Корона была символом власти короля, но также преподносилась в дар наиболее влиятельным местам религиозного назначения.

Корона раннего средневековья чаще состояла из массивных пластин соединенных в обруч. Корона готического периода имеет внешне облегченную конструкцию, стремящуюся ввысь. Всем своим декоративным украшением корона напоминает структуру и ажурность готического храма. Обилие цветных камней, которыми был украшен этот вид ювелирных украшений, все более напоминают стекла цветных витражей.

Готические короны диктуют тенденцию к усложнению и реалистичности художественного отображения, что свойственно для всего периода поздней готики.

Наилучшим примером готической короны можно назвать корону дочери Карла IV Анны Богемской. Изготовленная английскими ювелирами приблизительно в конце XIV века, корона имеет открытую форму обруча. Основными декоративными элементами короны являются вертикальные зубцы с крестообразными завершениями, чередующиеся с элементами ниже, завершающимися геральдическими лилиями. Золотая корона была признаком полной роскоши, в ее украшении использовали все самые лучшие драгоценные камни. Так корона щедро украшена крупными рубинами и сапфира, изумрудами и бриллиантами. Кроме того жемчугом и эмалью.

Корона Анны Богемской. 1370-1380 гг.
Корона Анны Богемской. 1370-1380 гг.

Еще одной похожей короной является дар Людовика доминиканским монахам в Льеже. Корона-реликварий XIII в. изготовлена из серебра покрытого золотом. Корона имеет более раннее происхождение, чем английская корона Анны Богемской, и это отчетливо проступает в ее строении. Корона также имеет открытую форму обруча, но при этом нижнее основание выглядит тяжеловесно, состоим из металлических платин украшенных самоцветами и орнаментами с изображением дубовых листьев. Выступающие элементы в форме геральдических лилий приземисты. Однако на короне присутствует малая пластика в виде золотых ангелов с книгами и свитками в руках. Кроме декоративного значения ангелы имеют и другое предназначение, – они служат маскировкой соединительных элементов металлических пластин. Корона является реликварием, и хранила в себе реликвии Страстей Христовых.

Корона-реликварий. Долина Мааса. Около 1260-1280 гг.
Корона-реликварий. Долина Мааса. Около 1260-1280 гг.
готика# исторические драгоценности# корона# крест# орнамент# религиозные украшения# эмаль#

Похожие Материалы

ЧИТАТЬ МАТЕРИАЛ Светские украшения

Готическое искусство. Светские украшения

07 апреля 2019 Статьи

К сожалению, временной период к которому относятся ювелирные украшения готики, не способствовал их сохранению.…

ЧИТАТЬ МАТЕРИАЛ Современные украшения в готическом стиле

Современные украшения в готическом стиле

17 февраля 2019 Статьи

Готический стиль один из самых востребованных и популярных стилей используемых в XX и XXI веке. Элементы…

ЧИТАТЬ МАТЕРИАЛ Готическое ювелирное искусство

Готическое ювелирное искусство

02 мая 2018 Статьи

Готика – период средневекового искусства, охватывающий XVI века. Готика – широкий термин, используемый…