Лиможская эмаль

Средневековое искусство периода готики знаменито использованием цветных эмалей. Достигшее своего развития в произведениях лиможских эмальеров ювелирное искусство вторит витражной живописи готических храмов.

С XII века французский Лимож стал ведущим городом по производству церковной утвари украшенной цветной эмалью. Лиможские эмали «Opus Lemovicense» («лиможскую работу») XII — XV веков изготавливались по принципу выемчатой техники. Углубления, создаваемые штихелем в металле, заполнялись стеклянными эмалями, таким образом, цветной фрагмент заключался в толщу металлического основания.

Еще со времен эмальеров Мааса, лиможские ювелиры использовали корнуэльское олово для придания стеклянным краскам непрозрачности и тоновой растяжки. Знаменитый глубокий синий тон лиможских эмалей достигался благодаря использованию испанского красителя сафра или цаффера состоящего из смеси руды богатой окисью кобальта и натрия.

Для мастеров лиможской эмали было характерно покрывать большие поверхности цветной эмалью, но в практике встречались и отдельно вырезанные фрагменты-выемки под эмаль. Наиболее характерно частичное заполнение в ранних работах эмальеров, а также в ювелирных изделиях.

Все искусство средневековья пропитано любовью к цвету, использование эмали этому подтверждение. Как и витражная живопись, использование эмали придавало произведениям и ювелирным украшениям торжественность, нарядный колорит, а также праздничность, которая пришла на смену романскому военному мироощущению.

Большинство готических изделий ДПИ связано с религиозной утварью. Эмалью покрывались шкатулки для реликвий, триптихи, образа, алтари и другая церковная утварь.

Процессионный крест

К периоду выемчатой готической эмали можно отнести процессионный крест. Деревянный крест из коллекции А.П. Базилевского в настоящее время находящийся в Эрмитаже, датируется первой четвертью XIII века и относится к искусству Франции. Выполнен в технике ковки, чеканки, резьбы с применением гравировки, эмалировки и золочения. Крест покрыт пластинами металла и расписан цветной выемчатой эмалью. Глубокий синий фон покрывает всю реликвию, и отсылает к наиболее часто используемым, синим лиможским эмалям. В примере данного креста хорошо заметна техника лиможских мастеров, в которой эмалью покрывалась практически вся плоскость пластины. Рельефное изображение Христа, Богоматери и апостола Иоанна чеканены. Фигура Христа более детализирована и украшена голубой эмалью. Изображение Богоматери и апостола условны, а графическая строгость фигур напоминает скульптурные группы соборов в Реймсе и Париже.

Подобный крест в данной технике можно наблюдать и в работе мастеров Германии. Распятие Христово с Евангельскими сценами относится к XII веку, изготовлено из дерева, меди, с применением техники гравировки, золочения, эмалирования. Немецкая готика развивалась под влиянием французского искусства, однако в декоративном оформлении получила самостоятельное начало, самобытное и оригинальное развитие. Немецкое искусство долгое время находилось под влиянием противоречивых противостояний феодального строя, именно это определило драматичность и повышенную экспрессивность искусства. Особенно сильно это проявлялось в скульптурном оформлении храмов, а так же в декоративно-прикладном искусстве, где сплетались мистика, средневековый реализм и восторженная экзальтация. Характерными чертами немецкой готики были наивность, гипертрофированность, гротескная «уродливость», отсутствие гармонии.

К светским произведениям искусства лиможских эмальеров относится прямоугольный медальон XIII века используемый как украшение для одежды. Мастера стилизуют растительный мотив при помощи тончайших золотых перегородок с заполнением синими, красными, белыми и другими непрозрачными эмалями. Данная подвеска предположительно имеет отношение к известному парижскому эмальеру, ювелиру короля Филиппа Гийому Жюльену.

Ларцы-реликварии

Среди всего разнообразия религиозных изделий лиможских эмальеров особо выделялись ларцы-реликварии выполненные в прямоугольной форме с остроконечным завершениям, повторяющим конструкцию кровель французских готических соборов. Ларцы украшались эмалью чаще всего характерного голубого цвета с заполнением по всей поверхности металлических пластин. Ларцы своими формами олицетворяли прототип храма, в который помещали реликвию. В качестве украшений выбирались рельефные или плоские фигуры святых, золоченые или полностью выполненные из золота, цветочные мотивы с повторяющимся раппортом. Верхушки ларцов украшались декоративными деталями по типу готических пинаклей и аркад, а также круглыми цветными элементами, отсылающими к витражным окнам называемыми «розами».

Такое большое количество религиозных предметов производимых в Лиможе происходило в результате того, что город находился на пути поломничества к гробу св. Иакова и мощам св. Марциала. А в самом Лиможе – крупном центре религиозной жизни находилось огромное количество церквей с содержащимися святынями и атрибутами церковной жизни.

готика# исторические драгоценности# крест# орнамент# религиозные украшения# эмаль#

Похожие Материалы

ЧИТАТЬ МАТЕРИАЛ Религиозные украшения в готическом ювелирном искусстве

Религиозные украшения в готическом ювелирном искусстве

04 мая 2019 Статьи

В готический период законодателем и регулятором «золотых» тенденций являлась церковь. Именно поэтому,…

ЧИТАТЬ МАТЕРИАЛ Светские украшения

Готическое искусство. Светские украшения

07 апреля 2019 Статьи

К сожалению, временной период к которому относятся ювелирные украшения готики, не способствовал их сохранению.…

ЧИТАТЬ МАТЕРИАЛ Готическое ювелирное искусство

Готическое ювелирное искусство

02 мая 2018 Статьи

Готика – период средневекового искусства, охватывающий XVI века. Готика – широкий термин, используемый…