Индийские изумрудные украшения периода империи Великих Моголов

С самого раннего известного периода Индия была той страной, где ювелирные украшения являлись необходимой часть жизни. Каждая семья даже с минимальным достатком пыталась обеспечить дочерей и жен необходимым набором украшений. Тем более семьи раджей и махараджей, казна которых была переполнена большим разнообразием драгоценных камней и золота. По легенде бог Индра победил демона Балу и превратил его зубы в жемчуг, кости в алмазы, глаза в сапфиры, кровь в рубины, а желчь в изумруды. Именно так описывает индийский эпос появление драгоценных камней, которые отныне будут присутствовать во всех значимых ювелирных изделиях Индии.

Индия. Драгоценности, покорившие мир. Музеи Московского Кремля

Наибольшее количество сохранившихся индийских украшений относится к периоду XVI–XIX веков времени правления Великих Моголов. Моголы объединили под своим правлением большую часть земель Индостана, чаще они навязывали свои традиции и культуру, но также оставались земли, на которых первоначальные традиции продолжали существовать, в особенности на юге страны и в штате Раджастан.

Ювелирные украшения XVI-XIX веков

Ярким пример индийской ювелирной традиции является золотое кольцо Шаха-Джахана для стрельбы из лука хранящееся в Эрмитаже. Четырехсантиметровое кольцо второй четверти XVII века принадлежало падишаху Индийской Империи Шаху-джахану и применялось для защиты во время стрельбы из лука. Кольцо покрыто кабошонами 21 рубина и 14 изумрудов, а также бриллиантами «могольской» огранки, один из которых имеет вес в 6 карат. Камни крепятся при помощи невидимой золотой фольги. Данный способ закрепки получил название «Кундан», и применялся в XVI– XIX века – времени правления династии Великих Моголов. Кольцо было привезено в Россию в середине XVIII века как дар правителя Ирана разграбившего могольскую сокровищницу.

Парадное кольцо Шаха-Джахана для стрельбы из лука, вторая четверть XVII в.
Парадное кольцо Шаха-Джахана для стрельбы из лука, вторая четверть XVII в.

В коллекции Эрмитаже есть ножной браслет XVII века привезенный как дар правителем Ирана Надир-шахом в 1741 году. Золотой браслет покрыт эмалью и инкрустирован рубинами, изумрудами и алмазами. Браслет выполнен в технике «Мена Кундан» (Kundan Meena). Суть техники состоит в соединении двух самых известных техник ювелирного искусства Индии, при которых внутренняя сторона браслета украшена искусной эмалью, а другая декорирована богатством драгоценных камней.

Ножной браслет, Индия, вторая четверть XVII в.
Ножной браслет, Индия, вторая четверть XVII в.

Одной из самых дорогих коллекций Индийских украшений является коллекция правителей Хайдебарада. Находящаяся в банковском хранилище Мумбаи коллекция включает 325 предметов, среди которых заколки для тюрбана, колье, серьги, пояса, пуговицы, ножные браслеты, кольца для пальцев рук и ног, а также множество декоративных предметов. Одним из запоминающихся предметов коллекции является изумрудный сарпенч, головное украшение для тюрбана. Золотое украшение богато декорировано изумрудами и алмазами. Центральный элемент, выступающий вверх, стилизует павлинье перо и состоит из ряда градуированных изумрудов. Подобные сарпенчи, выполненные в технике «кундан» можно встретить во многих коллекциях украшений индийских правителей. Все они отличаются яркостью, броскостью и высоким мастерством изготовления. В подобной технике в Индии были изготовлены не только сарпенчи, но и большое количество ожерелий и браслетов, как для женщин, так и для мужчин. Всех их объединяла схожая форма, состоящая из широкой полосы металла, обильно инкрустированная драгоценными камнями и декоративными подвесками из крупных или мелких камней.

Есть только три камня, которые тяжело затмить по количеству преобладания в индийских украшениях. Алмазы, большинство из которых добыто в Голконде (Индия), рубины из Бирмы и, конечно же, колумбийские изумруды. Изумруды в Индии часто подвергались резьбе, которая не стремилась скрыть дефекты камня (изумруды чаще всего находят с большим количеством включений), а должна была проявить его природную красоту. Именно эту традицию резных камней переняли европейские дизайнеры ювелирных украшений в XX веке. На последней выставке индийских украшений в Москве в 2014 году, можно было увидеть примеры таких работ, например: ожерелье с камнями XVII века из коллекции Сергея Фрадкова или брошь конца XVII — начала XVIII века из Британского музея.

Украшения Великих Моголов в исполнении европейских ювелиров

В начале XX века мода на резные индийские камни захлестнула мир. А в дизайне индийских светских и церемониальных украшений появились черты европейского стиля. Индийские махараджи наследники больших богатств с завидной регулярностью посещали ювелирные бутики Парижа, заказывая у именитых ювелиров новое обрамление для семейных реликвий. Их украшения стали более воздушными, благодаря крапановой закрепке, элегантными благодаря французским стилям.

Европейские ювелирные дома не остались в стороне от «духа востока», Cartier, Boucheron, Mauboussin, Van Cleef & Arpels, Chaumet не только выполняли заказы махараджей, но и на всегда внедрили индийский колорит и традиции в собственное ювелирное творчество.

С начала XX века ювелирные изделия Cartier не покидают цветные камни с резным растительным орнаментом. Обилие год от года ювелирных украшений со схожими чертами (многоцветие, яркость, массивность, резьба) даже определили отдельное направление в творчестве этого ювелирного дома. Украшения под общим названием «Tutti frutti», в начале века выпускались с раритетными индийским резными сапфирами, рубинами и изумрудами, покупка которых была настоящей задачей для Cartier.

Индийские темы развивали Van Cleef & Arpels. Резные камни, кабошоны, индийские орнаменты, монументальность, – все эти отличительные черты характерные для индийских украшений появляются у дизайнеров Van Cleef & Arpels и сейчас.

Традиции Великих Моголов в изумрудных украшениях современных индийских ювелиров

Любовь к драгоценностям, или даже обязанность носить большое количество ювелирных украшений в современной Индии по прежнему остается на высоком уровне, что в свою очередь дает возможность развиваться множеству мастеров. Одни из них продолжают традиций прошлого, другие – осмеливаются творить в тенденциях будущего.

Украшения Moksh Jewellery

Украшения Moksh Jewellery удачно сочетают традиционную форму индийских украшений и современное звучание. Из ювелирных изделий Moksh Jewellery убран пресыщенный орнаментальный колорит, но полностью сохранен дух традиционных ценностей, – богатство материалов и обилие камней. Прекрасные образцы жемчуга, замбийских изумрудов в традиционных формах раджастанских браслетов и индийских серег «джумках» легки, но акцентны, современны, но аутентичны.

Изумруды Gem Palace

Gem Palace – знаковая ювелирная фирма, начинавшая с работ для индийских правителей в XIX веке, в настоящее время продолжающая активно поддерживать древние традиции индийского мастерства. Ювелирные украшения творческого вдохновителя Gem Palace Мунну Касливаля очень эклектичны. Ювелиры умело сочетают веяния модерна и ар-дека с традиционными индийскими техниками и формами, смело экспериментируют с полудрагоценными камнями, и металлами.

Ювелирное творчество Viren Bhagat

Знаковым для совремнной индийской ювелирной отрасли является имя Viren Bhagat. Ювелир не одного поколения на современном рынке представляет украшения «Высоко ювелирного искусства». Платиновые украшения, отсылающие к периоду Великих Моголов, удивительным образом получают современное звучание. Высочайшего класса драгоценные камни создают синтез современности и легендарного прошлого. Мотивы прошлого упрощены, что позволяет создавать акцентные, легкие, ажурные формы без налета громоздкости. Кольца и серьги получают «игривый» характер, благодаря современным дизайнерским акцентам, вписанным в традиционную форму.

cartier# gem palace# moksh# van Cleef & arpels# изумруд# индия# коллекция эрмитажа#

Похожие Материалы

ЧИТАТЬ МАТЕРИАЛ Изумруд

Изумруд - драгоценный камень

22 октября 2018 Статьи

Зимурруд, смарагдод, изумруд – драгоценный камень, отличающийся характерным зеленым цветом. Изумруды…

ЧИТАТЬ МАТЕРИАЛ Ювелирное искусство Древнего Египта

Ювелирное искусство Древнего Египта

02 июня 2018 Статьи

Египетское искусство является ярким примером развития древнейшего общества, как и вся жизнь египтян,…

ЧИТАТЬ МАТЕРИАЛ Готическое ювелирное искусство

Готическое ювелирное искусство

02 мая 2018 Статьи

Готика – период средневекового искусства, охватывающий XVI века. Готика – широкий термин, используемый…