Петер Карл Густавович Фаберже – самый известный ювелир Российской империи. Потомственный ювелир Петер Карл продолжил дело отца, подняв его на новый уровень, прославив фамилию на века. После учебы в Европе, Карл Фаберже много лет сотрудничает с Эрмитажем, затем с Императорским двором при Александре III и Николае II.
Известность во всем мире в первую очередь имеют декоративные яйца Фаберже, но кроме этого из мастерских ювелира вышло немало драгоценных вещей: мелкой пластики, религиозной атрибутики, предметов бытового назначения и, конечно же, ювелирных украшений. Фирма Фаберже получала множество заказов царских особ, но их счета Императорскому двору были значительно меньше других придворных ювелиров. Фаберже был новатором времени, внедрял новые материалы, декоративные вставки, экспериментировал с формой. Его изделия, богато декорированные драгоценными камнями, могли себе позволить не многие, но в мастерских было выпущено множество изделий с недорогими декоративными вставками. Возможно, именно это сыграло на руку ювелирному дому, так как множество ювелирных предметов и украшений сохранилось до наших дней, а не было уничтожено во время перехода власти.
В работах Карл Фаберже очень любил зеленый цвет в камнях, но для работы предпочитал нефрит, который соответствовал требованиям камнерезов мастерской. Изделий с изумрудами у Фаберже сохранилось не много. А тех, где изумруд играл основную роль – единицы.
Ювелирная традиция Фаберже опиралась на моду времени. Так, начало XX века – это время развития bijouterie, ювелирного украшения, где главную роль играет металл. Главенство имеет форма, линия, рисунок. Камни утрачивают основную решающую роль. Теперь металл и камни должны играть единое целое.
Одним из важных направлений в творчестве Карла Фаберже были флоральные мотивы. В этих работах все живописные свойства полудрагоценных и поделочных камней раскрываются с наибольшей силой. Ранние работы этого направления выполнены из драгоценных металлов и камней, с применением жемчуга и ювелирной эмали. К конце 1890-х годов большинство произведений выполняется с применением нефрита, родонита, яшмы, аметиста, халцедона.
Для восполнения собственных нужд в качественной огранке Фаберже открывает мастерскую скульптуры по камню, где лучшие мастера доводили до совершенства и замысла художника твердые каменные породы камня, такие как нефрит и прочие богатства сибирских, алтайских и уральских недр.
Ярким примером изделия флоральной серии является композиция «Сосна, обвитая глицинией». В двухуровневой вазе-постаменте из нефрита и оникса располагается композиция растений в японском стиле. Изделие выполнено в мастерской Фаберже мастером Ф. Афанасьевым между 1908-1917 годами. Композиция выполнена из золота с применением эмали, вставок из мраморного оникса, нефрита, бовенита. Между золотых иголок сосны располагаются кабошоны изумрудов в кастах имитирующих шишки.
Со временем не только флоральные мотивы становятся визитной карточкой Фаберже. В начале XX века большую популярность при Дворе получают зооморфные мотивы. В коллекции императрицы Марии Федоровны насчитывалось более 100 фигурок животных, насекомых, птиц. Николай II т собирать также собирает свою коллекцию. Зооморфные мотивы отражаются не только в малой пластике, но и в ювелирных украшениях. Модерн, проникающий в жизнь общества, диктовал свои правила в моде. Образность и декоративность становятся отправной точкой многих украшений. И хотя первостепенным для модерна были растительные мотивы, мир насекомых, также проникал в кулоны, броши, серьги. Любимыми мотивами для ювелиров становятся бабочки, стрекозы, жуки. Плавные формы конструкций, как правило, симметричные, или с небольшой асимметрией, блистали обилием драгоценных и полудрагоценных камней.
К таким украшениям можно отнести брошь «Бабочка» 1895-1896 года. Брошь выполнена в мастерской ювелира, была приобретена Николаем II как подарок для актрисы Малого театра Марии Ермолаевой. Металлическая основа выполнена из золота и серебра. Из цветных камней крылья бабочки заполнены вертикальными и диагональными полосами изумрудов, рубинов, лунных камней. Цветные камни обрамлены бесцветными бриллиантами и жемчугом.
По такому же принципу изготовлена брошь «Шмель». Крылья фигуры заполнены изумрудами в корнеровой закрепке, тело полосами эмали и бриллиантов. Верхняя часть туловища выполнена из полупрозрачного гладкого опала, в глазах – рубины.
Конечно, несмотря на то, что фирма Фаберже выпускала множество ювелирных изделий с применением полудрагоценных и поделочных камней в гуашевых рисунках конца XIX века обнаружено множество эскизов ювелирных украшений с применением драгоценных камней, где изумруды, рубины, сапфиры играют основную роль. По одному из таких рисунков в 2012 году было создано колье «Романов». Ювелирная компания Faberge совместно с горнодобывающей компанией Gemfields в золотом ювелирном украшении использовали 79 высококачественных замбийских изумрудов общим весом более 186 карат. Все изумруды имеют огранку кабошон, а центральная капля грушевидной формы в 30 карат. В изделии использованы также бесцветные бриллианты в огранке «роза». Ожерелье представляет собой ажурный воротник позволяющий трансформировать украшения в трех разных вариантах. Основными композиционными составляющими изделия являются чокер, воротник и изумрудная капля, которая может составлять единую композицию с чокером или воротником.
Среди изумрудных украшений созданных самим Фаберже есть изумрудный кулон в стиле модерн, созданный в начале XX века. Симметричный кулон выполнен из серебра с бриллиантами, алмазами огранки «роза», изумрудами. Центральными элементами кулона являются три бриллиантовых кулона, один из которых сверху имеет декоративный бант. Классическая для модерна форма – пальметта, веерообразная форма листа пальмы, характерная для египетских орнаментов.
Из предметов бытового назначения изумрудами фирма Фаберже украшала печати, различные емкости, вазочки, коробки. В коллекции Эрмитажа находится Печать в форме шестиугольной призмы в золотой оправе и изумрудной ручкой выполненная сыном Карла Фаберже Агафоном. Печать принадлежала Великому князю Алексею Александровичу. Золотое навершие и основание покрыты эмалью, украшены алмазами. Ручка печати представляет собой прозрачный кристалл изумруда с характерными включениями.
В бытовых предметах ювелиру редко использовали изумруды как доминанты, скорее включали их как вписанный в общую концепцию элемент. Так, в настольной карандашнице «Иван Калита», хранящейся в музее Фаберже в Санкт-Петербурге, кабошоном изумруда инкрустирована шапка фигуры московского царя. Аукционный дом Christies в 2011 году продал с торгов агатовую бонбоньерку 1900 года, выполненную в форме яблока с алмазами и изумрудом закрепленными в золотом поясе в верхней части емкости. Во время этого же аукциона была продана коробка для табака принадлежавшая фирме Фаберже. Коробка изготовлена из кварца Михаилом Перхинымв в 1890-х годах. Полукруглая форма в верхней части инкрустирована золотой ажурной лентой стилизованной под лавровый венок с фестонами. Изумруд располагается в окружении 4 -х алмазов креплении крышки кварцевой табакерки.
Во все времена изумруды притягивали людей. Политики, модели, и, конечно же, актеры не только имеют ювелирные…
Российская царская семья на протяжении многих веков являлась олицетворением силы, могущества, власти.…
Популярность изумруда во все века была велика. Изумруд по праву можно назвать любимым камнем многих правителей,…