Изумруды российского императорского двора. Церемониальные регалии

Российская царская семья на протяжении многих веков являлась олицетворением силы, могущества, власти. Обязательным внешним атрибутом императорского величия было богатство, как духовное, так и материальное. Со времен Древнего Египта лучшие украшения и драгоценные камни находились в руках правящих династий. В Египте это были фараоны, в средневековье – короли и церковь, в России – императорская семья.

Общепринятые настроения, отражающиеся на политической и светской жизни, влияли и на внешнее содержание императорских стандартов, отражающихся в смене стиля. В результате правления нескольких династий в обиход императорской жизни вошло большое количество ювелирных украшений многие, из которых несли церемониальный характер. Первым и самым главным днем демонстрации церемониальных регалий была коронация. Венчание на царство или священное коронование началась в России во времена Ивана III в 1498 году как обряд преемственности византийской государственности. Первое полномасштабное коронование состоялось 31 мая 1584 года и состояло не только из самого акта «принятия короны», но и из «выхода» и принятия державы. Начиная со времени правления Павла I, в 1797 году была введена традиция совместного коронования с супругой. Во время обряда на будущего царя (императора) священнодействующим архиереем надевалась корона, на будущую королеву – корону надевал сам царь. Время от времени список коронационных регалий менялся, но обязательно состоял из Большой императорской короны, державы и скипетр, вместе в Малой короной, кафтаном, золотым крестом и ожерельями – составляли так называемый «большой наряд».

Большинство коронационных регалий были изготовлены из золота или/и серебра. В качестве драгоценных камней предпочтение отдавалось бриллиантам. Однако для короны Анны Иоановны 1730 года использовали рубины, турмалины и шпинель, для Большой императорской короны 1762 года – рубины, шпинель и жемчуг. Изумруды использовались не часто.

Шапка Мономаха

Самым главным вневременным обрядовым предметом ранних коронований (венчаний на царство) была шапка Мономаха. Конструкция шапки имеет полусферическую форму, выполненную из золота с опушкой из меха соболя. Металлическую конструкцию можно разделить на три части.

Первая – венец или тулья, состоящий из 8 треугольных лопастей полусферы выполненных накладной золотой сканью с символами шестиконечной звезды и цветочной стилизацией относится к XIII веку. Тулья украшена глухими накладными рельефными кастами, в которых закреплены изумруды и шпинель. Подчеркивает треугольную конструкцию лопастей жемчуг, расположенный под и над самоцветами. Навершие – на Руси называемое «яблоком» имеет ажурную конструкцию заканчивающуюся накладными шатонами, в которых закреплены разноцветные сапфиры и красная шпинель. Предположительное время создания «яблока» XVI век. Венчает конструкцию золотой крест, гладкой конструкции, прямоугольного сечения с жемчужным завершением. Вопрос происхождения шапки в настоящий момент остается открытым, современный вид она приобрела в результате изменений нескольких веков. В разное время место создания Шапки Мономаха приписывалось Византии и Золотой Орде. В 1682 году для коронации Петра I была изготовлена Шапка Мономаха Второго Наряда. Шапка имела схожую конструкцию, но была лишена обильного декоративного оформления и скани.

Шапка Астраханская или Корона Большого Наряда

Шапка Астраханская или Корона Большого Наряда – выполненная на западный манер в 1627 году, имеет конструктивное сходство с Шапкой Мономаха, однако явно отсылает к эпохе Позднего Возрождения. Шапка имеет усложненную двухъярусную конструкцию, богато декорированную растительным орнаментом. Основной венец имеет накладную остроконечную диадему, украшенную цветочными мотивами и изумрудами и алмазами в глухих кастах. Тулья чеканена, богато декорирована сапфирами, алмазами, рубинами. «Яблоко» имеет сквозную конструкцию с тремя зубцами и изумрудным завершением. Самым значительным камнем венца Астраханской Шапки был прямоугольный рубин, позже использованный для короны Ивана V.

Большой венец

Еще одной утраченной регалией коронационного назначения был «Большой венец» Федора I Ивановича. История не сохранила ни одного точного изображения короны. Все имеющиеся данные взяты из дошедших до нас первых портретных парсунных изображений. Описательная часть приводится в книге Федора Солнцева «Древности Российского государства» (1849—1853 гг.), в которой «Большой венец» – это золотая корона, состоящая из трех ярусов осыпанных бриллиантами, изумрудами, турмалинами и жемчугом. Верх конструкции венчает крест с 24 бесцветными алмазами. Временем изготовления царского венца считается конец XVI века. В конце XVII по традиции корона была разобрана, а драгоценные камни использованы для будущих коронационных регалий Петра I и Ивана V.

Шапка Алтабасная

Шапка Алтабасная, Сибирская, третьего наряда, – название коронационной регалии Ивана V Алексеевича выполненная в 1684 году. Шапка классической конструкции, выполнена из шелка с применением золотых нитей. Алтабасная основа имеет вид тонкого листа золота, с нашитыми на нее накладными вензелями растительного орнамента. Основа натянута на серебряный каркас, венчает который золотой крест с прямоугольными рубинами и жемчужным завершением. Два противоположных вензеля парные, состоят из центрального изумруда, алмазов, рубинов и жемчуга. В двух других, – центральный камень это рубин и сапфир. Вензели разделены вертикальными прямоугольными пластинами с алмазами. Низ венца состоит из обруча-канта украшенного рубинами. Яблоко золотое, не сквозное, украшено дугообразными вертикальными рядами с рубинами и изумрудами. Как и многие регалии, Шапка алтабасная была изготовлена из драгоценностей снятых с Алмазной шапки Петра I Алексеевича и частично разобрана для Алмазного венца первого наряда Петра I Алексеевича.

Шапка Алтабасная
Шапка Алтабасная

Алмазный венец Петра I

Выполненный в 1687 году алмазный венец Петра I Алексеевича был украшен изумрудами, снятыми с шапки Алтабасной в мастерской Московского Кремля. Классический венец в дань времени был богато декорирован алмазами в барочной традиции. Центральными элементами тульи являются розетки растительного орнамента расположенные крестообразно и украшенные парными полированными изумрудами природных форм. Пряжки (запоны) разбавлены турмалинами подобных изумрудам размеров, а также фасетными алмазами. Яблоко ажурное, состоит из алмазных розеток единого с тульей стиля. Над яблоком располагается красная шпинель природной формы и равноконечный крест украшенный алмазами.

Корона Петра II

Для коронации Петра II использовали корону, изготовленную в 1727 году в ювелирной мастерской Самсона Ларионова. Корона Петра II не сохранилась, и ее описание доступно только по архивным документам. Согласно исследованию Быковой Ю.И. опубликованных в статье «Новые сведения об авторстве короны императора Петра II» над короной работали Готфрид Гильдебранд, Афанасий Федоров, Степан Александров, Иван Индрик и др. Гранил камни для царского венца учитель Жереми Позье Бенуа Граверо. Все, что достоверно известно, это то, что корона была украшения бриллиантами, жемчугом, изумрудами, шпинелью, сапфирами и рубинами. На вершине был установлен большой красный камень с крестом украшенным алмазами. В архиве древних актов (РГАДА) был найден рисунок, относящийся к коронации Петра II , но подтвердить то, что его венец выглядел именно таким образом не возможно.

Рисунок короны из дела о подготовке коронации императора Петра II. 1727. РГАДА
Рисунок короны из дела о подготовке коронации императора Петра II. 1727. РГАДА

Грузинская корона

«Пропавшая судьба» преследовала и другую корону императорской семьи. Грузинская корона, выполненная в 1798 года для последнего грузинского царя. В 1811 попала в Оружейную палату Московского Кремля, где хранилась до начала XX века, позже была продана на Запад. Где, предположительно, и остается, в частной коллекции по сей день. Согласно рисунку Федора Солнцева, хранящемуся в запасниках Московского Кремля, корона состояла из гладкого обруча украшенного чередующимися драгоценными камням,– бесцветными алмазами, гранатами, аметистами и изумрудами. Связующим переходом от обруча к венцу короны была зубчатая конструкция из плоских растительных элементов по центру украшенных красно-фиолетовым камнем в глухом касте. Венец состоит из 8 гладких золотых лопастей образующих арочную конструкцию и сходящихся под «яблоком». Каждая лопасть по краям украшена рельефным орнаментом и драгоценными камнями. Навершие имеет гладкую отполированную конструкцию с поясом чередующихся камней. Венчает конструкцию крест из красных самоцветов и бриллиантов.

Грузинская корона на рисунке академика Федора Солнцева
Грузинская корона на рисунке академика Федора Солнцева
Источник: Древности Российского государства. [Хромолитографии]. Рисованы ак. Ф. [Г.] Солнцевым. Отд-ние II. Москва. Хромолитография Ф. Дрегера [1846 - 1853]

Традиция менять короны при каждом короновании существовала до конца XVIII века. «Старые» регалии разбирались и использовались для новых шапок, корон, и прочих украшений. Последней короной выполненной «под заказчика» стала Большая императорская корона Екатерины II, после все коронованные особы использовали только ее. Кроме того, при Петре I меняется отношение к животворящему крестам, их «авторитетное» место заменяют скипетр и держава. Павел I установил статус наследования коронационных регалий, и с тех пор они не менялись, но наращивались по количеству.

изумруд# исторические драгоценности# корона# религиозные украшения# царские украшения# церемониальные регалии#

Похожие Материалы

ЧИТАТЬ МАТЕРИАЛ Изумруд

Изумруд - драгоценный камень

22 октября 2018 Статьи

Зимурруд, смарагдод, изумруд – драгоценный камень, отличающийся характерным зеленым цветом. Изумруды…