Изумрудные украшения ювелирного дома Болин

Одним из самых востребованных ювелиров при дворе 2 половины XIX века был Карл Эдуард Болин. Эдуард Болин в России являлся продолжателем дела своего тестя Кристоф-Андреас Ремплера, прибывшего в Россию в 1790 году и являвшегося ювелиром и оценщиком при императорах Павле I и Александре I. Вместе со свояком Готтлибом Эрнстом Яном Эдуард Болин основал фирму «Болин и Ян».

«Болин и Ян», а после смерти Готтлиба Эрнста Яна «Болин К.Э» работала на Императорский двор в нескольких поколениях вплоть до революции 1917 года. Работы фирмы получила высокую оценку не только при Дворе, но и за пределами Российской Империи, – в Англии и Франции, во время участия в художественно-промышленных выставках. Российские коронованные особы поручали именно Болинам выполнение самых ответственных заказов и дорогих украшений, что подтверждается перечнем счетов и суммами, которые фирма « Болин К.Э « выставляла Кабинету Его Императорского Величества. Однако именно этот факт сотрудничества с императорским двором играет значимую роль в том, что примеров работ фирмы до наших дней сохранилось не так много. После революции украшения подлежали конфискации, шли на нужды армии, были проданы, разграблены или бесследно исчезли. В музеях Московского Кремля хранится всего 11 экспонатов принадлежащих ювелирной фирме Карла Эдуарда Болина.

Диадема в стиле рококо

Одной из самых известных сохранившихся работ фирмы «Болин К.Э» с изумрудами является диадема в стиле рококо. Выполненная в 1900 году, диадема украшена крупными конусообразными кабошонами изумрудов и южно-африканскими бриллиантами. Самый крупный камень имеет вес около 23 карат. Диадема была часть утраченной парюры, над ее созданием трудился мастер Шверин. Она имеет замкнутую конструкцию, выполненную из золота и серебра. Диадема в стиле рококо наследует парадность и пышность барокко, но использует его в своих целях. Композиция диадемы выглядит легкой и воздушной, сочетание симметрии (по центральной линии) и ассиметрии отдельных элементов позволяет играть всей конструкции. Главными элементами диадемы (значимыми для всего стиля рококо) являются ленты и банты, украшенные градуированными бриллиантами, что позволяло практически полностью скрыть металлическую конструкцию. Крупные камни оформлены в съемные элементы, могли использоваться вне представленной модели.

Изумрудная тиара великой княгини Елизаветы Федоровны

Еще одна изумрудная тиара фирмы «Болин К.Э» имеет очень долгую историю. Ювелиры известной фирмы, выполнили ее для великой княгини Елизаветы Федоровны, используя изумруды, которые были подарены ей в 1884 году в честь свадьбы с великим князем Сергеем Александровичем. В свою очередь ему они достались от матери императрицы Марии Александровны. Тиара входила в состав бриллиантовой парюры вместе с массивным изумрудным ожерельем. Болин выполнил тиару в форме кокошника, что характерно для его консерватизма и модных течений тех лет. В то время русский стиль был популярен среди царских особ, однако забвению не подлежали и господствующие западноевропейские стили характерные для всего остального мира. Так данная тиара традиционной русской форма имеет западноевропейское звучание во внутреннем оформлении. Тиара имеет строгую геометрическую композицию с симметрией всех элементов. Металлический каркас выполнен из золота и серебра, украшен 7 крупными кабошонами изумрудов практически единого размера. Каждый изумруд по периметру окружен мелкими бриллиантами в огранке «роза», и размещен по центру круглой броши съемной из крупных ограненных бриллиантов. Ажурная сетка геометрической конструкции разбавлена цветочными вставками, также украшенными бриллиантами.

В 1908 году тиара была подарена племяннице Елизаветы Федоровны Великой Княгине Марии Павловне. Пару к тиаре составляло колье из 7 бриллиантовых ромбов с крупными кабошонами изумрудов в центре, а также изумрудными подвесками каплевидной формы. Кроме того в парюру входили изумрудные серьги и корсажная брошь.

В начале 1920 годов после революционных событий в России Мария Павловна продала изумрудную тиару королю Югославии Александру. Тот в свою очередь передал ее будущей супруге как свадебный подарок. Именно королева Мари станет владелицей тиары и ожерелья на долгие годы, однако закажет у Cartier новый вариант изумрудный ожерелья. В 1947 тиара перейдет ее сыну, а тот в 1949 году оставит ее ювелирному дому Van Cleef & Arpels в качестве залога. Став полноправными владельцами изумрудной тиары Van Cleef & Arpels продадут наследные изумруды. Однако оценив историческую значимость ювелирного украшения, сохранят каркас, закрепив в нем искусственные камни, будут сдавать тиару дома Романовых известным людям на парадные выходы. В настоящий момент тиара демонстрируется в Париже в помещении ювелирного дома Van Cleef & Arpels. Судьба изумрудного колье и изумрудов, снятых с тиары Болина, останется неизвестной.

Алмазная Изумрудная Тиара Великой Княгини Елизаветы Федоровны

По данным составленным в соответствии с сохранившимися счетами Императорскому двору от ювелира Болина, приводимым в книге Игоря Зимина «Ювелирные сокровища Российского императорского двора» к свадьбе младшей сестры Николая II Ольги Александровны в 1901 году, фирма «Болин К.Э» выполнила еще одну парюру из изумрудов. В 1902 году Николай II подарил жене диадема с изумрудами, которая стоила Императорскому двору 89 800 рублей.

В июне 2010 года известный аукционный дом Sothebys в Лондоне выставил на продажу лот от ювелирного дома Болин. «Пара золотых запонок» представляет собой овальный каст вырезанный из сердолика с изображением жука-скарабея, популярного мотива начала XX века, отсылающего к искусству Древнего Египта. В повторяющем каст ободке, выполненном из матового золота, закреплены 6 кабошонов изумрудов, а на конце застежки располагается природный жемчуг. Выполнил запонки ювелир фирмы «Болин К.Э» Николай Андреевич Черноков (его клейма нанесены на изделие) в 1904-1908 годах. В результате торгов лот был продан за 9 000 $ США.

Золотые запонки . Ювелирный дом «Болин», 1904-1908 гг.
Золотые запонки . Ювелирный дом «Болин», 1904-1908 гг.

Аукционный дом Christies в ноябре 2013 года продал «Брошь в форме короны с изумрудами», заказанную как подарок с коронационной символикой в 1896 году фирме Карла Болина по случаю коронации Николая II и его жены. В книге «Ювелирные сокровища Российского императорского двора» в качестве стоимости изделия называется сумма в 875 рублей, что немало для ювелирного украшения. Брошь выполнена из золота и серебра, украшена градуированными бриллиантами и двумя кабошонами круглых изумрудов. Стоимость украшения во время торгов 2013 года составила около 12 000 $ США.

Брошь в форме короны с изумрудами. Ювелирный дом «Болин», 1896 г.
Брошь в форме короны с изумрудами. Ювелирный дом «Болин», 1896 г.

Несмотря на то, что имя Карла Эдуарда Болина не так широко известно как имя его прямого конкурента Карла Фаберже, переоценить его роль в становлении высокого ювелирного искусства России не возможно. Его мастерским принадлежали лучшие и одни из самых дорогих заказов коронованных особ. Его ювелиры работали с лучшими образцами драгоценных камней из кладовых императора. Его работы были искусны, статусны и эксклюзивны.

диадема# египет# изумруд# исторические драгоценности# коллекция эрмитажа# корона# рококо# царские украшения#

Похожие Материалы

ЧИТАТЬ МАТЕРИАЛ Изумрудные украшения Элизабет Тейлор

Изумрудные украшения Элизабет Тейлор

01 мая 2019 Статьи

Во все времена изумруды притягивали людей. Политики, модели, и, конечно же, актеры не только имеют ювелирные…

ЧИТАТЬ МАТЕРИАЛ Церемониальные регалии

Изумруды российского императорского двора. Церемониальные регалии

04 февраля 2019 Статьи

Российская царская семья на протяжении многих веков являлась олицетворением силы, могущества, власти.…

ЧИТАТЬ МАТЕРИАЛ Исторические украшения с изумрудами (XVII-XIX вв.)

Исторические украшения с изумрудами (XVII-XIX вв.)

31 октября 2018 Статьи

Популярность изумруда во все века была велика. Изумруд по праву можно назвать любимым камнем многих правителей,…