Индийские украшения для тюрбана (эгрет, джига, калги, сарпатти, сарпеш, тура, сехра)

Одним из главных мужских головных украшений можно назвать сарпеш. Имеющий множество названий в разных частях Индии и в разные времена украшение для тюрбана служило не просто украшением, а скорее средством, демонстрирующим социальное и политическое место в обществе.

В ранний период украшение для тюрбана или головного убора носили исключительно представители правящей верхушки: раджи, махараджи, правители, члены их семей, исключительные верховнокомандующие, а также высшая знать находившаяся под покровительством правителя. Однако с выделением так называемого «бизнес-класса» сарпеши стали покрывать тюрбаны и просто богатых людей.

Наибольшую популярность сарпеши получили в центральной Индии, в период правления Великих моголов, низамов Хайдебарада и в раджпутских княжествах.

Сарпеш (сарпенч, сарпатти)

По своей сути сарпеш (сарпенч, сарпатти) составное украшение. Состав мог меняться под стечением обстоятельств, географических особенностей и модных тенденций.

Основным элементом и называемым сарпеш была овальной формы розетка, которая крепилась к тюрбану и занимала тем самым центральное место. К композиции розетки крепилось настоящее перо цапли как символ власти. Позже перо цапли все чаще стилизуют в той же манере, что и сарпеши. Иногда композиция включала в себя сарпеш, калги – стилизованное перо, булавку, скрепляющую калги, тюрбан и сарпеш. В другом варианте калги крепился к сарпешу ювелирами, и вся композиция опоясывала голову правителя поверх тюрбана.

Калги с портрета Тукаджи Рао из Индора
Калги с портрета Тукаджи Рао из Индора

Калги (джига)

Калги (или джига) – украшение в форме султана, стилизующее перо цапли (а иногда его и включающее) выраженное в драгоценных камнях и металле. Калги представляло собой длинную булавку для закрепления складок тюрбана и навершие с центральной частью и стилизованным пером, стремящимся вверх и завершающимся каплевидным окончанием.

Для раджастанских правителей и Великих моголов калги (или эгрет) могли стилизовать не только перо, но и цветочную композицию. Но и перо, и цветы всегда были выполнены из золотой окантовки и богато декорированы драгоценными камнями: рубинами, изумрудами и алмазами. Начиная с периода Великих моголов, задняя часть богато декорировалась эмалевыми росписями, что по своей сути делало украшение двухсторонним. Характерной особенностью царских калги было изображение или драгоценная стилизация цветка правящей династии в центральной композиции, но со временем такие композиции могли использоваться не только правителями, но и представителями региональных властей. Разницей между калги и джигой было наличие у последней оригинального отверстия для вставки настоящего пера.

Классический калги из штата Тамилнад представляет собой ажурное перо, выполненное из золота и круглой цветочной композицией. Калги украшено орнаментально чередующими кабошонами рубинов и алмазов, закрепленных в золотых глухих кастах в технике кундан. Центральным элементом розетки является круглый алмаз. Направление «перу» задают кабошоны градуированных алмазов. Крупный каплевидный изумруд венчает кончик пера, завершающийся сильно стилизованным мотивом, изображающим южноиндийского демона Яли, о появлении которого можно догадаться скорее по обратной стороне калги, где линиями изображены другие части существа.

Традиции ношения сарпешей имели территориальные особенности и изменялись, время от времени. Так в могольский период сарпеши представляют собой уже не единичную конструкцию, а подвижную ленту из ажурных элементов, украшенных драгоценными камнями и выполненную в общей стилистической и художественной идее. По длине сарпеши правителей могли иметь размер практически объема головы и крепиться на тюрбане уже не булавкой, а лентами-завязками с окончаниями в виде кисти с бусинами.

Один из классических примеров Могольского искусства находится в Музее мусульманского искусства в Дохе. Составленный из девяти пластинчатых подвижных розеток золотой сарпеш состоит из ограненных таблицей бесцветных алмазов и 17 подвесок каплевидных изумрудов. Общая конструкция дополнена мелкими рубинами и несколькими жемчужинами. Калги в сарпеше является съемным и представляет собой классическую стилизацию пера, состоящую из градуированных алмазов и розетки. Обратная сторона богато украшена цветными эмалями с изображением павлинов, красных цветов и зеленых орнаментов.

Сарпеши-ленты

К XIX веку сарпеши-ленты были характерны не только для представителей Великих моголов, но и вассальных раджпутских княжеств, но с привнесением территориальных особенностей. Так для южных регионов было характерно использовать жемчуг в сочетании с драгоценными камнями, для Раджастана стилизовать растительные орнаменты в эгретах, низамы Хайдарабада предпочитали вместо изумрудов рубины и шпинели, обрамленные в серебро.

Сехра

Среди свадебных ритуалов есть элемент костюма, сочетающий в себе традиционный сарпеш и декоративную накидку сехру. Сехра в классической версии завеса из цветов. Сехра одевалась на жениха после религиозного обряда, до того, как тот попадет в дом невесты. У представителей богатых и правящих классов сехра и сарпеш представляли собой общий ансамбль предметов, изготовленный из драгоценных металлов и камней. Сехрой (и даже из золотых пластин) могли также украшать лицо лошади жениха.

Сарпеш и сехра XIX века из частной коллекции выполнены из золота. Сарпеш гибкий из шести розеток в форме цветка, с центральным элементом выполненном из крупного кабошона изумруда. Эгрет классический, украшен каплевидной подвеской из шпинели. К сарпешу при помощи мелкого жемчуга прикреплена сехра. Сетка, выполненная из нескольких ярусов, состоит из жемчуга, рубинов и изумрудов, нанизанных на тонкую золотую проволоку.

Источники

индия# церемониальные регалии# эмаль#

Похожие Материалы

ЧИТАТЬ МАТЕРИАЛ Индийские изумрудные украшения периода империи Великих моголов

Индийские изумрудные украшения периода империи Великих Моголов

19 марта 2019 Статьи

С самого раннего известного периода Индия была той страной, где ювелирные украшения являлись необходимой…