Индийские украшения для головы (тика, дамини, матхапатти)

Сакральное значение для индийской женщины имели не только волосы, но и голова в целом и лоб в частности.

Украшение лба женщиной отражало культуру, социальный статус и, конечно же, религию. Нанесение, так называемого тилака (точки в середине лба) у последователей индуизма, было призвано защищать и оберегать. В женском варианте тика стала использоваться повсеместно, не зависимо от религиозных предпочтений.

Многонациональная Индия произвела множество вариантов названий по сути одного элемента украшения, которые зависели от региона, времени и места использования. Народные названия были призваны отразить происхождение орнамента, религиозные связи, язык. Как результат украшение, одеваемое на пробор и спускающееся на лоб, получило следующие названия и разновидности:

  • Дамини (дауни) – украшение, характерное для северной Индии, представляющее собой три цепочки, одна из которых закрывает пробор, две другие волнообразно охватывают голову. В центре дамини располагается тика или подвеска виде полумесяца (чанду).
  • Чанду – подвеска в виде стилизованного полумесяца.
  • Матхапатти – ленты-цепочки, спускающиеся и крепящиеся к традиционным серьгам.
  • Тика – центральное украшение спускающиеся от пробора к центру лба.
  • Манг (манг-тика) – более массивный вариант тики, использовался во время свадеб или пышных торжеств, изготавливался из золота, драгоценных камней, жемчуга.
  • Джумар – подвеска в форме веера, надеваемая с боку головы.
  • Шинка – украшение характерное для жителей Гджарата, представляет собой комбинацию цепочек и декоративных павлинов.
  • Борла – центральное украшение для лба, распространенное в Раджастане, представляющее собой богато украшенный объемный колокольчик.

Тика (джада билли, джумар, борла, чанду)

Тика, талак, тилака, тикли, тикали, – по сути названия одного вида ювелирного украшения. Используемое для украшения середины лба, украшение подвешивается на цепочке, при помощи небольшого крючка крепится к волосам, таким образом, прикрывая пробор. Также в современном варианте может существовать без крепления к волосам. В икононическом образе (свадьбе или обрядовом действии) тика, прикрывает тилак (красную точку) и синдур (знак замужней женщины на проборе).

В каждом регионе Индии были свои характерные особенности ношения и изготовления тики. Так на севере предпочитали тонко связанную композицию из цепочек, на юге использовали жемчуг, для штата Раджастан было характерно использовать тику в форме колокольчика.

Золотая тика из штата Тамилнад – пример традиционной формы ювелирного искусства. Тика состоит из двух частей соединенных подвижным шарниром. Растительный мотив в верхней и нижней части создан из глухих золотых кастов с красными камнями. Центральный камень в верхнем мотиве – алмаз. Нижний элемент по краю дополнен пустотелыми шарами на золотой проволоке. С внутренней стороны тика дополнена кольцом для подвешивания к цепочке или шнурку.

Золотая тика. Тамилнад, XX век.
Золотая тика. Тамилнад, XX век.

Более тонкой работой отличается тика XX века из того же штата. Золотая ажурная конструкция дополнена рубинами, изумрудами и алмазом. Тика выполнена в технике кундан. Верхняя часть формой напоминает миниатюрный сапрпеш, нижняя – классической круглой формы. Обе части выполнены с растительным орнаментом и соединены подвижным шарниром. По периметру нижний край подвески украшен крупными золотыми шарами.

Золотая тика. Тамилнад, XX век.
Золотая тика. Тамилнад, XX век.

Для штата Раджастан и его племенных сообществ было характерно использование украшения в форме колокольчика. Борла – выпуклая деталь, иногда заполненная смолой, могла быть выполнена из простых металлов или золота, характерна для замужних раджастанских женщин. В качестве крепления к волосам использовался текстильный шнур или цепочка. Борла двухсторонне выпуклая с нижней стороны более декорирована драгоценными камнями или орнаментом чем с верхней.

Раджастанская борла XX века выполнена из золота с орнаментальной нижней частью заполненной цветным стеклом и смолой. В основе орнамента характерный для штата мотив попугаев. Периметр украшения дополнен парным мелким жемчугом. Верхняя часть украшена чеканным рапортным растительным рисунком.

Борла. Раджастан, XX век.
Борла. Раджастан, XX век.

Джумар – еще одна разновидность тики. Характерное для центральной и северной части страны, украшение (в отличие от классической тики) располагается с боку и спускается в районе виска над ухом.

В национальном музее Нью-Дели хранится золотой джумар из Лакхнау, штата Утар-Прадеш. Изготовленное в XIX веке украшение выполнено с применением алмазов, бисера и жемчуга. Классическая форма с элементом полумесяца по нижнему краю выполнена из трех подвижных секций соединенных шарниром.  От полумесяца веерообразно отходят четырнадцать рядов мелкого жемчуга с примесью рубиновых бусин. Венчает конструкцию куполообразная плоская ажурная конструкция с эмалевыми вставками и золотым крючком для подвешивания. По нижнему краю полумесяц дополнен тринадцатью композициями с растительной розеткой и пышной кисточкой из жемчуга.

Золотой джумар. Раджастан, XX век.
Золотой джумар. Раджастан, XX век.

Очень празднично выглядит джумар изготовленный в XX веке в Раджастане.  Центральная часть джумара выполнена в форме плоского купола со вставками топазов и лейкосапфиров закрепленных в технике кундан, стилизует двух симметрично расположенных павлинов, что в целом является традиционным мотивом региона. Обратная сторона украшена цветной эмалью на белом фоне. К верхней части купола прикреплена длинная цепочка с элементами, изображающими луну и рыб с дополненной ажурной конструкцией из колец и бисера. К нижней части купола прикреплены пять похожих подвижных цепочек с элементами луны и рыб, дополненных бисером и мелким жемчугом.

Джумар из Лакхнау одновременно может представлять собой и другой вариант ювелирного украшения для лба. Чанду – тика в основе, которой лежит конструкция перевернутого полумесяца.

Джумар. Лакхнау, около 1870 года.
Джумар. Лакхнау, около 1870 года.

Чанду (или в варианте женщин штата Шимачал-прадеш чири) в отличие от джумара сохраняет в конструкции мотив перевернутого полумесяца, но подвешивается в середине лба по пробору.

Серебряный чири, изготовленный в XX веке, в основу конструкции кладет элемент полумесяца (или что ближе для женщин штата – серпа) украшен цветной эмалью стилизующей небо, поле, солнце, разнообразные растительные мотивы. С низу дополнен  свободно свисающими полыми шариками и листочками из серебра.

Чири. Химачал-Прадеш, XX век.
Чири. Химачал-Прадеш, XX век.

Дауни, дамини, шинка

Дауни, дамини – украшение для головы, характерное для Севера Индии. Представляет собой соединенные цепочки, две из которых располагаются по бокам головы, одна – закрывает пробор. Соединяются в центре лба, как правило, подвешенной к цепочкам тикой, различных видов.

Дамини были представлены в различных регионах Индии, от этого их вариативное разнообразие весьма велико. В качестве центральной тики-подвески чаще использовали вариант с чанду или чири, элементом перевернутого полумесяца или серпа. Распространены были и элемент с растительным мотивом. Боковые цепочки дамини (как правило) были широкими и ажурными. Цепочка на пробор была выполнена в едином стилевом решении, но могла отличаться исполнением и шириной. Существовал вариант, при котором украшение включало в себе не одну пару боковых цепочек, а две или три. Чаще такие цепочки стилистически едины, но градуированы. В варианте с жемчугом в каждом ярусе использовали жемчужины меньшего диаметра.

Дамини начала XX века выполнено из золота с использованием бриллиантов, рубинов и жемчуга. Центральный элемент стилизует полумесяц, по краю обрамлен жемчужными подвесками. Навершее тики из растительного элемента, крепится к трем (выполненном в едином стиле) ажурным лентам с рапортно чередующимся рисунком. Связующим звеном между лентами и тикой служит растительная розетка с крупным ограненным рубином. Стилистически дамини близко к популярному в начале XX века викторианскому стилю. Таким образом, отражает влияние европейского искусства на традиционные украшения Индии.

Дамини. Северная Индия, начало XX века.
Дамини. Северная Индия, начало XX века.
Источник: Индия: Драгоценности покорившие мир. Музеи Московского Кремля, 2014 г.

Золотое украшение дауни 1750 годов также состоит из двух широких ажурных лент. Плетеное основание декорировано цветочными мотивами, сплетено по типу «кольчуги». По верхней кромке декорировано жемчугом в один ряд, по нижней двумя рядами жемчуга и золотыми подвесками. Каждая подвеска украшена кабошоном рубина и бахромой жемчуга на золотой проволоке. Центральная тика отсутствует, но крепление имеется.

Дамини. Около 1750 года.
Дамини. Около 1750 года.

Разновидностью дауни является украшение Шинка (Shinka) распространенное среди жителей Гуджарата. Ювелирное украшение состоит из ажурных конструкций и цепочек. В качестве декоративного элемента используется павлин, как символ красоты и изящества.

Матхапатти, джела

Близким по назначению к дамини является украшение матхапатти. Матхапатти – ювелирное изделие на голову, представляющее собой две симметрично сходящиеся ленты, выполненные из металла, ажурные, украшенные драгоценными камнями и жемчугом. Особенностью матхапатти является то, что концы лент крепятся не к голове сбоку, а к серьгам. Разновидностью матхапатти в различных областях Индии является украшение под названием джела (jhela).

Праздничный вариант матхапатти был представлен на выставке в Кремле в 2014 году. Золотое полотно матхапатти усыпано связками крохотных металлических бусинок, полностью скрывающих основу. Снизу к лентам крепятся розетки в форме цветка с восьмью лепестками тонкой работы. В каждом лепестке закреплен бесцветный алмаз. Завершают нижнюю часть традиционные серьги-джумки. Полусферы сложной формы по нижнему краю украшены связками бусинок. Такие же бусинки располагаются рядами с внутри сфер. Сверху ленты крепятся к массивным розеткам в форме полумесяцев украшенных рубинами. Внутри каждого месяца находится цветок из алмазов. Две части матхапатти соединены двумя рядами золотых цепочек, располагающихся в середине лба.

Матхапатти. Раджастан, XX век.
Матхапатти. Раджастан, XX век.
Источник: Индия: Драгоценности покорившие мир. Музеи Московского Кремля, 2014 г.

Простой вариант украшения выполнен не из золота. К широким плетеным из металлических колец лентам по нижнему краю прикреплены множества мелких колокольчиков. Сверху ленты заканчиваются круглыми лунаподобными элементами. К волосам по центру ленты крепятся при помощи металлического крючка. Нижняя часть соединена с серьгами из двух элементов. Круглая розетка украшена по центру красным камнем, нижняя подвеска представляет собой крупный камень с подвсеками-колокольчиками.

Матхапатти. Раджастан, XX век.
Матхапатти. Раджастан, XX век.

Источники

индия# исторические драгоценности# религиозные украшения# церемониальные регалии# эмаль#

Похожие Материалы

ЧИТАТЬ МАТЕРИАЛ Индийские украшения для волос

Индийские украшения для волос

17 января 2020 Статьи

Символическое значение в Индуизме имели волосы женщины. Сплетенные в косу, символизировали слияние трех…

ЧИТАТЬ МАТЕРИАЛ Индийские украшения для тюрбана

Индийские украшения для тюрбана

13 января 2020 Статьи

Одним из главных мужских головных украшений можно назвать сарпеш. Имеющий множество названий в разных…

ЧИТАТЬ МАТЕРИАЛ Индийские изумрудные украшения периода империи Великих моголов

Индийские изумрудные украшения периода империи Великих Моголов

19 марта 2019 Статьи

С самого раннего известного периода Индия была той страной, где ювелирные украшения являлись необходимой…