Готика – период средневекового искусства, охватывающий XVI века. Готика – широкий термин, используемый также в понимании стиля XIII — XVI веков и в субкультурном течении современности. В рамках данной статьи под готикой будет подразумеваться непосредственно художественный стиль характерный для художественных форм выше обозначенного временного отрезка.
Несмотря на то, что наиболее ярко готический стиль проявился в архитектуре, заимствование готических форм и элементов проявлялось и в других прикладных видах искусства, в том числе в ювелирном деле.
Первые шаги готики относятся к французскому искусству XII века, позже распространение этого стиля произошло в Германии, Австрии и других странах Европы. Позднее всего готическое искусство проявилось в Италии и странах Восточной Европы, однако именно там оно просуществовало до XVI века. Термином «готика» в эпоху ренессанса подчеркнуто пренебрежительно называли искусство средних веков, так не похожее на благородное античное. Однако зодчие средних веков не отвергали достижения предыдущих архитекторов и ученых, а использовали их опыт в становлении собственного стиля.
Ключевыми моментами характерными для всего периода готики было сочетание религиозного мировоззрения с античной культурой, и в частности с культурой римской эпохи. Вытекающая из культуры предыдущего периода, готика долгое время заимствует художественные элементы романского стиля. Однако совершенствование строительной техники, позволило перерасти угловатость, тяжеловесность и военную загруженность раннего средневековья. Архитектура готики легка, благодаря арочной конструкции, нервюре и аркбутану. Отсутствие военной угрозы позволило прорезать стены храмов огромными окнами, и даже сделать их композиционной доминантой благодаря технике витража.
Готика завершающий этап средневекового искусства. Логично вытекающий из романского стиля и вобравший в себя его начало, готический стиль превозмог военную грубость, суровость и аскетичность.
В ювелирном искусстве (как и во всем прикладном искусстве готики) архитектура имеет всеподчиняющее влияние. Художники и ювелиры в основу своих произведений клали не просто образы и тенденции архитектурных форм, но напрямую копировали элементы.
Подобие архитектурных форм в ювелирном искусстве достигалось применением методов литья, чеканки, позолоты, гравировки, теснения, эмали и использованием цветных камней.
Легкость архитектурных форм, которыми отличалась готика, в ювелирном деле достигалась использованием ажура и мелкой пластики. И если ажур отсылает нас к каркасной архитектуре, то мелкая пластика порой копирует богато украшенное скульптурой пространство готических храмов. Ювелирные изделия содержали как рельеф, так и круглую скульптуру малых форм. Как и готические соборы украшения имели массивный рельефный характер, а так же крупную форму.
XV век связан с очень важным событием в жизни ювелиров. Большой спрос на цветные ювелирные вставки привел к поиску дешевых аналогов. В Европе появляются искусственные самоцветы.
Готический период – время расцвета средневекового орнамента.
В сравнении с искусством романского периода орнаменты готики отличаются большим разнообразием, сильным символизмом, замысловатым переплетением, гармоничностью и строгими религиозными канонами.
Основополагающим элементом периода готики и готического орнамента является элемент «стрельчатой арки». Названные от французского «ogival» огивальные арки представляют собой поперечные пересекающиеся эллипсообразные дуги. Форма стрельчатой арки легла в основу орнамента масверк, построение которого происходит под четкие геометрические законы. Орнамент «масверк» строится на основе круга и его элементов, является каркасным и соответственно не имеет ограниченной формы. Несмотря на то, что все формы в данном орнаменте, сферические треугольники, четырехугольники, трилистники, имеют отношения к кругу, орнамент разнообразен и неповторим.
Под сильным влиянием религии готический орнамент обретает сильное растительное влияние с религиозным подтекстом. В растительном орнаменте все чаще встречаются переплетенные листья лозы, винограда, плюща, а также стилизованные виды колючих растений терновника и чертополоха, как символы человеческих страстей. Отдельным видом орнамента становятся композиции с переплетениями виноградной лозы, символичными значениями Христа.
Но не только растительные мотивы характерны для готического орнамента. Средневековая культура стилизовала изображения животного мира, птиц, человеческих фигур, библейских сюжетов и вымышленных фигур.
готика# исторические драгоценности# корона# крест# орнамент# религиозные украшения# эмаль#К сожалению, временной период к которому относятся ювелирные украшения готики, не способствовал их сохранению.…
Средневековое искусство периода готики знаменито использованием цветных эмалей. Достигшее своего развития…
Готический стиль один из самых востребованных и популярных стилей используемых в XX и XXI веке. Элементы…