Готическое ювелирное искусство

Общая характеристика готики как периода в искусстве

Готика – период средневекового искусства, охватывающий XVI века. Готика – широкий термин, используемый также в понимании стиля XIII — XVI веков и в субкультурном течении современности. В рамках данной статьи под готикой будет подразумеваться непосредственно художественный стиль характерный для художественных форм выше обозначенного временного отрезка.

Несмотря на то, что наиболее ярко готический стиль проявился в архитектуре, заимствование готических форм и элементов проявлялось и в других прикладных видах искусства, в том числе в ювелирном деле.

Первые шаги готики относятся к французскому искусству XII века, позже распространение этого стиля произошло в Германии, Австрии и других странах Европы. Позднее всего готическое искусство проявилось в Италии и странах Восточной Европы, однако именно там оно просуществовало до XVI века. Термином «готика» в эпоху ренессанса подчеркнуто пренебрежительно называли искусство средних веков, так не похожее на благородное античное. Однако зодчие средних веков не отвергали достижения предыдущих архитекторов и ученых, а использовали их опыт в становлении собственного стиля.

Ключевыми моментами характерными для всего периода готики было сочетание религиозного мировоззрения с античной культурой, и в частности с культурой римской эпохи. Вытекающая из культуры предыдущего периода, готика долгое время заимствует художественные элементы романского стиля. Однако совершенствование строительной техники, позволило перерасти угловатость, тяжеловесность и военную загруженность раннего средневековья. Архитектура готики легка, благодаря арочной конструкции, нервюре и аркбутану. Отсутствие военной угрозы позволило прорезать стены храмов огромными окнами, и даже сделать их композиционной доминантой благодаря технике витража.

Характеристика готического стиля в ювелирном искусстве

Готика завершающий этап средневекового искусства. Логично вытекающий из романского стиля и вобравший в себя его начало, готический стиль превозмог военную грубость, суровость и аскетичность.

В ювелирном искусстве (как и во всем прикладном искусстве готики) архитектура имеет всеподчиняющее влияние. Художники и ювелиры в основу своих произведений клали не просто образы и тенденции архитектурных форм, но напрямую копировали элементы.

Подобие архитектурных форм в ювелирном искусстве достигалось применением методов литья, чеканки, позолоты, гравировки, теснения, эмали и использованием цветных камней.

Легкость архитектурных форм, которыми отличалась готика, в ювелирном деле достигалась использованием ажура и мелкой пластики. И если ажур отсылает нас к каркасной архитектуре, то мелкая пластика порой копирует богато украшенное скульптурой пространство готических храмов. Ювелирные изделия содержали как рельеф, так и круглую скульптуру малых форм. Как и готические соборы украшения имели массивный рельефный характер, а так же крупную форму.

XV век связан с очень важным событием в жизни ювелиров. Большой спрос на цветные ювелирные вставки привел к поиску дешевых аналогов. В Европе появляются искусственные самоцветы.

Орнаменты готики

Готический период – время расцвета средневекового орнамента.

В сравнении с искусством романского периода орнаменты готики отличаются большим разнообразием, сильным символизмом, замысловатым переплетением, гармоничностью и строгими религиозными канонами.

Основополагающим элементом периода готики и готического орнамента является элемент «стрельчатой арки». Названные от французского «ogival» огивальные арки представляют собой поперечные пересекающиеся эллипсообразные дуги. Форма стрельчатой арки легла в основу орнамента масверк, построение которого происходит под четкие геометрические законы. Орнамент «масверк» строится на основе круга и его элементов, является каркасным и соответственно не имеет ограниченной формы. Несмотря на то, что все формы в данном орнаменте, сферические треугольники, четырехугольники, трилистники, имеют отношения к кругу, орнамент разнообразен и неповторим.

Под сильным влиянием религии готический орнамент обретает сильное растительное влияние с религиозным подтекстом. В растительном орнаменте все чаще встречаются переплетенные листья лозы, винограда, плюща, а также стилизованные виды колючих растений терновника и чертополоха, как символы человеческих страстей. Отдельным видом орнамента становятся композиции с переплетениями виноградной лозы, символичными значениями Христа.

Но не только растительные мотивы характерны для готического орнамента. Средневековая культура стилизовала изображения животного мира, птиц, человеческих фигур, библейских сюжетов и вымышленных фигур.

готика# исторические драгоценности# корона# крест# орнамент# религиозные украшения# эмаль#

Похожие Материалы

ЧИТАТЬ МАТЕРИАЛ Светские украшения

Готическое искусство. Светские украшения

07 апреля 2019 Статьи

К сожалению, временной период к которому относятся ювелирные украшения готики, не способствовал их сохранению.…

ЧИТАТЬ МАТЕРИАЛ Лиможская эмаль

Лиможская эмаль

01 апреля 2019 Статьи

Средневековое искусство периода готики знаменито использованием цветных эмалей. Достигшее своего развития…

ЧИТАТЬ МАТЕРИАЛ Современные украшения в готическом стиле

Современные украшения в готическом стиле

17 февраля 2019 Статьи

Готический стиль один из самых востребованных и популярных стилей используемых в XX и XXI веке. Элементы…