Звание Поставщик Двора Его Императорского Величества было одним из самых почетных для ремесленников, работавших с царскими особами. Таким званием обладали не многие. Одним из придворных ювелиров удостоившимся данного звания был выходец швейцарских земель Жереми Позье. Прибывший на русские земли и ставший учеником гравера Бенуа Граверо, Жереми Позье в 1740 году открывает собственную мастерскую. Конечно, его имя известно в первую очередь в связи с созданием Большой императорской короны. А наиболее используемыми мастером драгоценными камнями были бриллианты. Но в арсенал созданных Жереми Позье украшений входили и не менее достойные предметы, включающие драгоценные изумруды.
К сожалению, работ известного ювелира сохранилось очень мало. Из ювелирных произведений, включающих в себя изумруды, известность получила только брошь «Большой букет».
Барокко и рококо диктовали мастерам при дворе свои правила «игры». В одежде господствовали массивные украшения причудливых форм, многоцветность, динамика, аллегоричность. Позье, создавший часть своих произведений в этом стиле, отобразил многообразие форм и настроений придворного общества.
Брошь для корсажа «Большой букет» была создан в 1757-1760 годах для Елизаветы Петровны. А в сентябре 1762 года использовалась для коронационного платья Екатерины II. В золотой и серебряной оправе размещены бриллианты и колумбийские изумруды. Позье, прославившийся как закрепщик самых дорогих камней, мастерски использовал в работах прием, позволяющий ему крепить камни на невидимый металлический каркас. Тем самым добиваясь наибольшего ощущения невесомости, отдавая предпочтения игре света через камни, а не графическому рисунку. «На руку» ювелиру играли созданные им композиционные «пустоты» и динамичность рисунка. В моде того времени были цветные камни, но, при этом у первых особ, это должны были быть бриллианты. Цветные бриллианты, даже для коронованных особ, были роскошью. Жереми Позье (как и другие ювелиры) для «Большого букета» применил прием с использованием фольги. В глухой каст между оправой и камнем помещалась тонкая цветная фольга, придававшая всей композиции яркость и многокрасочность. Единственным камнем (кроме изумрудов), имеющим природную окраску был сиренево-розовый 15-каратный бриллиант, размещенный в сердцевине раскрытого цветка ириса. Помещенный в сквозную оправу, для лучшей игры света, является самой дорогой деталью всей композиции. Композиционно преобладание камней разделилось следующим образом: цветы букета выполнены из бриллиантов, общим весом 140 карат, листья из градуированных изумрудов весом 50 карат в золотой оправе.
Для создания эффекта движения мастер собрал детали с применением подвижных пружин, таким образом, при движении цветки производили эффект покачивания.
Проработавший всю жизнь в России Позье, гонимый нарастающими протестными волнениями покинул страну и перебрался на родину. Однако его главные работам заняли важное место в музеях Московского Кремля.
Во все времена изумруды притягивали людей. Политики, модели, и, конечно же, актеры не только имеют ювелирные…
Российская царская семья на протяжении многих веков являлась олицетворением силы, могущества, власти.…
Популярность изумруда во все века была велика. Изумруд по праву можно назвать любимым камнем многих правителей,…